ФЭНДОМ

Гусева Марина Альфонсовна, МАОУ лицей №49 , учитель информатики, г. Калининград

АннотацияПравить

На разных уроках в ходе анализа нового материала, при проверке домашнего задания желательно вначале подводить учащегося к пониманию цели учителя, а затем к самостоятельной постановке своих, имеющих для него личностный смысл целей. Надо стремиться последовательно, отрабатывать с ним постановку разных целей - близких, перспективных, простых, сложных и т.д.

В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Ученые считают, что результаты деятельности человека на 20-30 % зависят от интеллекта, и на 70-80 % - от мотивов.

Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе. Развитие школьника будет более интенсивным и результативным, если он включен в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития, если учение будет вызывать положительные эмоции, а педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса будет доверительным и усиливающим роль эмоций.

Многочисленные исследования показывают, что для формирования полноценной учебной мотивации у школьников необходимо проводить целенаправленную работу. Учебно-познавательные мотивы, которые занимают особое место среди представленных групп, формируются только в ходе активного освоения учебной деятельности (УД).

Учебная деятельность: мотивация-цель -действие-контроль-оценка.

Считаю, что проблема целеполагания особо актуальна для учащихся, поскольку им предстоит определиться со своей будущей профессиональной деятельностью. Перед образовательным учреждением стоит нелёгкая задача — выпустить целеустремленных людей, умеющих не только ставить цели, но и достигать их. Однако преподавательский опыт показывает, что чаще всего при выстраивании цели учащиеся сталкиваются с тем, что не знают своих личных особенностей — ресурсов (как положительных, так и отрицательных черт), не умеют планировать своё время и, самое главное, не умеют выстраивать такие цели, которые способствуют развитию успешной личности. Успешная личность — это, во-первых, личность целеустремленная, имеющая мотивацию на достижение успеха. Задумайтесь, какой процент ваших учащихся мотивирован на успех и не испытывает трудностей при постановке и реализации цели? Известно ли им, что фундаментом для формирования навыков целеполагания являются мечты, которые зачастую в подростковой среде ограничены приобретением материальных благ (компьютер, машина и пр.). Гораздо реже встречаются мечты, способствующие личностному развитию и становлению человека.

На разных уроках в ходе анализа нового материала, при проверке домашнего задания желательно вначале подводить учащегося к пониманию цели учителя, а затем к самостоятельной постановке своих, имеющих для него личностный смысл целей. Надо стремиться последовательно, отрабатывать с ним постановку разных целей - близких, перспективных, простых, сложных и т.д. Важное условие при этом - они должны быть реально достижимы. При структурировании взаимодействия необходимо не только прогнозировать специальные ситуации, но разрабатывать специальные задания, отражающие компоненты учебной деятельности.

Тема урока: Построение математических моделей.

В ходе урока были даны следующие задания:

- определите собственные цели занятия (его этапа);

- подумайте, ради чего вы хотите сегодня работать на занятии;

- определите важность, значимость изучаемого материала;

- проанализируйте свои мысли, не возникли ли у вас дополнительные предложения по изучению учебного материала;

- сформулируйте свои учебные задачи (или выберите из предложенных);

- определите способ решения своей учебной задачи;

Затем были сформулированы цели учителя.

Далее учащимся необходимо выполнить те же задания, но с учетом целей учителя.

Затем ребятам предложено несколько вариантов изучения данной темы:

-учебник (выбрано учащимися с низкой мотивацией, т.к. есть ответы на все вопросы);

-создание flash-презентации по материалам учителя (мотивацией послужила творческая направленность задания, выбрано учащимися с творческими наклонностями, но боящихся сложностей);

-создание flash-презентации по материалам интернета (выбрано наиболее мотивированными, сложность в избыточности информации)

Возможность, также, работать в паре с одноклассником (выбрано более социально-мотивированными ребятами);

После этого было предложено самостоятельно оценить свою работу в виде отметки на рабочем листе урока. В завершении урока, учащиеся выполнили интерактивный тест, который поставил свою оценку. В результате сравнения собственной оценки и оценки теста ребята ответили на следующие вопросы:

- ответьте себе, удалось ли вам решить свою учебную задачу;

- определите свои затруднения во время занятия;

- представьте себя на месте преподавателя: что бы вы предложили для получения ответов на свои вопросы, нерешенные задачи и др.

В ходе обсуждения урока были сделаны следующие выводы: учащимся необходимо помочь осознать объективную связь оценки с уровнем знаний и умений. И таким образом постепенно подойти к мотивации, связанной с желанием иметь высокий уровень знаний и умений. Это, в свою очередь, должно осознаваться детьми как необходимое условие их успешной, полезной обществу деятельности.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики